интервью с Jack in a Mouth
  
  
Перед выходом альбома проекта Jack in a Mouth мы поговорили с его участником Никитой, уже известным нашим подписчикам как Airto и Dubtea о музыке и музыкантах, о концертах, о коллаборациях, о будущем электронной музыки и о концепте новой работы.

  

 Игорь (MNMN): Никита, привет! Расскажи, как ты начал делать музыку, что тебя подтолкнуло и замотивировало и каким был твой первый трек? Доволен ли ты сейчас тем, с чего начал? 
 
Никита (Jack in a Mouth): Привет! Сначала музыка начала делать меня. На пару с моим хорошим другом (codename Старый) я увлекался коллекционированием музыки, а именно выискиванием релизов, которых было не найти. Например, услышал я что-то понравившееся и сразу бросался во всякие сервисы (по типу Soulseek), жадно выкачивая оттуда альбомы в любом качестве. Discogs - Soulseek и так далее... Естественно разные исполнители и жанры. Я вот, хоть убей, не люблю творчество Ричарда. Эта шумиха вокруг его личности всегда меня удивляла. Когда массы начинают эякулировать по поводу его очередной выходки, я всегда интересуюсь, нет ли еще счета на Kickstarter на памятник? 
И вот я обзавелся любимыми исполнителями, первое, что пришло в голову это повторить или скопировать то, что уже слышал. Вот так копируя и подражая, я начал понимать, что же мне интересно. Порой я просто заключал пари с самим собой. Делает же Phaeleh хорошие треки, а почему я не могу? Вот и получился релиз, который вышел на MNMN, кажется, в 2012 году (Dubtea - Less Tea More Dub). 
Сама же музыка окружала меня с очень раннего возраста. Мама первая скрипка, Московская Консерватория. Вот и представь - скрипка, фортепиано, концерты для скрипки с оркестром, полки полные нотных грамот. Стоит сказать, что все Мамины попытки так и не увенчались успехом, в "музыкалку" я так и не пошел. 
Дальше обычная школа, в которой я был нормальным таким балбесом. Со мной были еще пара балбесов, которые в дальнейшем будут участвовать в создании хип-хап группировки Underwater. Есть такой Виктор Гевиксман, он же Витя СД. Сидели с ним за одной партой, перематывая карандашами кассеты Песочных людей, Кипарисового Холма и Хип Хоп Инфо. Второй человек это Саша Аристов, он же S.A. (Freemindaz) - очень чуткий к современным реалиям лирик и поэт своего времени. Я не слушал много рэпа, но пласт остался. 
Потом армия, где я втихаря накатил на офицерский комп FruityLoops и лепил что приходило в голову, без особого концепта. В одной из посылок в армию, Старый отправил мне диск, на котором были Hard Normal Daddy от Тома Дженкинсона и Pink and Green Аарона Фанка. Вот тут то и переломило, я считаю. Чем ломанее был ритм тем лучше. 
Потом пати и коллекционная деятельность. Мы начали гонять на breakcore, speedcore, gabba. 8 марта 2008 года я плясал на сцене вместе с Bong-Ra, через какое-то время пил водку на сцене с Rotator. В то время я был просто беззаботный парень. А потом уже работа, параллельно учеба, которая благополучно окончена 4 года назад с ачивкой “специалист”. Параллельно обростал мониторами, клавишами и прочей техникой. 
Вопрос вроде простой, а я уже на пол предисловия для книги накидал. Огонь. Ладно, в общем я сперва подражал, потом мне это надоело, я остановился и прикинул что мне все-таки нужно. Плодить чьи-то повторы уж точно не актуально, так что я начал шуметь. Поставил Ableton, взял в руки Zoom, вышел в лес и понял, что оно вот оно! Так появился соло проект Airto, который я и развиваю по сей день систематически подкидывая всякие треки тебе на сборники. 
Первые треки? Первые треки сгорели на первых винтах. Один из немногих выживших вошел в альбом Airto - Two Rooms как бонус трек (Pentax). Остальное даже не помню, а значит это и не важно.
Я начал с ничего, замотивировав себя просто "на слабо". Кажется, получилось, вот и продолжаю. 

Игорь (MNMN): Ты долго пишешь свои треки? Долго морочишься над мелочами или это всё импульсивный процесс: начал делать трек и закончил уже полностью готовый? 
 
Никита (Jack in a Mouth): Практически все висит в амбаре и просушивается. Или там же, на полу стоит в банках и засаливается. Предстоящий релиз явный тому пример. Прекрасный человек в процессе крепкой дружбы оказывается латентным ритм-гитаристом (гитара Павел Пестов). *смеется* Приехал, записали, оставили пылиться. Без дела мой ноут всегда мерно дышит на столе и все проекты на нем тоже просто лежат. Достал, переслушал, что-то убрал и дополнил. Процесс может идти очень долго и не всегда дело в мелочах. Некоторые проекты из этого ЕР датированы 14м годом, к примеру. Есть свежие, они слышатся. Но в целом это ретроспектива. 
 
Игорь (MNMN): Кстати про совместное творчество. Сложно ли тебе работать в коллабах с кем-то? И если пофантазировать с кем бы хотел совместно поработать (и с возможными и невозможными музыкантами) 
 
Никита (Jack in a Mouth): Совместное творчество достаточно редкая практика. Мне выпала возможность делать ремикс для Андрея Гайдука (23:59 - Her Pretty Ghost Airto remix).
Был сплит с Сашей Смирновым (Airto Meets Welcome Black). Просто не имею большого опыта, но от вышеупомянутых работ я получил знатную порцию удовольствия. Работать совместно в современном мире подразумевает скорее мимолетное знакомство. Не как с заказчиком, но схожее есть. В наше время никто не вынашивает идею годами. Надо быстро, конвейер, чарты, ссылки... Совместное творчество это духовный процесс, долгий. 
Больше я делаю один. Иногда бывает, что мне пишут друзья и просят посоветовать трек для оформления сайта. Я скидываю им свой, выслушав описанную концепцию, а он подходит как влитой (сайт WSBY.eu).

 
Порой сотрудничаю с Ильей Кудриным (Webzine Data.Wave) Но это очень редкий, удачный случай. 
 
Игорь (MNMN): Ну а вообще если пофантазировать: с кем бы хотел посотрудничать? Ну там с the Prodigy или с Aphex Twin или еще с кем-то) 
 
Никита (Jack in a Mouth): Если уж посотрудничать, то как "медиа" скорее - "на выходе" быть на концерте, как звукорежиссер. Mike Cadoo (Bitcrush), Venetian Snares (хотя, он и без моей помощи сожжет пульт). 

Игорь (MNMN): Что тебя обычно вдохновляет и что помогает тебе писать музыку? Чем ты интересуешься помимо музыки? 


Никита (Jack in a Mouth): Вдохновляют в основном эмоции от восприятия окружающего - погода и природа, в них уже многое есть. Сейчас осень, самая лучшая пора для создания новых текстур. Хожу на свое место силы в лес, где порой переслушиваю свежий материал. 
Интересуюсь разными вещами: от звукоизвлечения до шахмат. Больше люблю путешествовать: за последний год я побывал в Сербии, Боснии, Польше. Недавно вернулся из Калининграда, немногим позже собираюсь вновь посетить Португалию. Редко хожу в музеи и кинотеатры, скоро пойду в Большой на "Князя Игоря". 
 
Игорь (MNMN): Сможешь ли обозначить свои ориентиры: музыкантов, которые наиболее сильно на тебя повлияли? 
 
Никита (Jack in a Mouth): То, чем я сейчас занимаюсь мне достаточно интересно. Конечно, нужно расширять границы, пробовать себя в чем-то новом. На очереди работа с видеорядом (TouchDesigner). Параллельно я усиленно копаюсь в Native Instruments Reaktor. Многое еще не познал, что-то еще не открыл для себя в полной мере. 
The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble, Funcken Bros, Pleq, Bersarin Quartett - сильно повлияли на угол моего зрения за последние 5 лет. Очень крутые проекты. 
 
Игорь (MNMN): А топ-5 треков, тех, что самые самые любимые и навсегда с тобой, сможешь назвать? 
 
Никита (Jack in a Mouth): 
 
Kuedo - Glow (Clark Remix)
 
Carbon Based Lifeforms - Abiogenesis

Funckarma - The Sound Between Us
 
Pleq and Segue - The Seed
 
The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble - Parallel Corners
 
Игорь (MNMN): Часто выступаешь на публике? Сложно ли тебе это дается? Как тебя воспринимает зал обычно? 
 
Никита (Jack in a Mouth): Как проект, Airto выступал всего один раз в рамках мероприятия "Комфортный четверг". Вечер проходил на площадке НИИ (Наука и Искусство) в Москве. В основном на вечере присутствовала добрая часть моих знакомых и друзей, так что реагировали стабильно, “пенных вечеринок” не наблюдалось. 
Сцен, камер и микрофонов не боюсь, с этим порядок. 
Маленькие кусочки с выступления:


Игорь (MNMN): Развивать концертные выступления планируешь? Или то, чем ты занимаешься - это все же больше студийные проекты. 

Никита (Jack in a Mouth): Сам я не напрашиваюсь, но если будут предложения, то обязательно их рассмотрю. Не концентрируюсь на этом. 
 
Игорь (MNMN): А вообще как-то визуализировать свое творчество планируешь? Новые клипы, визуальные работы и прочее? 
И перейдем к новому альбому, расскажи про него. каков его концепт, как он создавался и какие эмоции ты в него вкладывал 
 
Никита (Jack in a Mouth): Клипы конечно! Но всему свое время. Снимаем и монтируем видео мы с Павлом, вторым участником проекта Jack in a Mouth. Чуть выше я уже упомянул о нем. Хороший друг, отличный человек с которым по пути. Он играет на гитаре, я привожу звуковуху и мы это пишем. Чаще всего для себя. Но тут выдалась минутка, и решил сделать для всех. Альбом состоит из кусков гитары, записанной в период с 2012 по 2016 годы. Практически все проекты разного времени, но кажется, мне удалось привести их к единому знаменателю. 
 
Игорь (MNMN): Какой-то общий посыл у этих треков есть? Или этот альбом - сборник разнородного материала все таки, без общего концепта? 
 
Никита (Jack in a Mouth): Посыла или воззвания не планировал. Скорее это выглядит как "смари чо могу". Хочется посмотреть на реакцию, понравится ли аудитории. Вообще понравится ли кому-то. Это хороший толчок продолжать и совершенствоваться. Вот такой концепт. 
 
Игорь (MNMN): Как менялись твои музыкальные пристрастия на протяжении времени. К какой музыке тяготеешь сейчас? Какие новые тренды и направления вызывают у тебя интерес? 
 
Никита (Jack in a Mouth): Мои музыкальные пристрастия практически не изменились с того момента, как я начал интересоваться направлениями и жанрами. 
Я люблю старый хип-хоп 90х (House of Pain, Funkdoobiest), современный инструментальный хип-хоп "на старый лад" (Gramatik, Damu the Fungermunk). 
Не могу не слушать джаз. От Колтрейна до Роберта Гласпера. Robert Glasper Trio считаю одним из современных революционеров джазового искусства. 
С электроникой все предельно просто: Mira Calix, Gridlock, Bola, Muziq и т.д. Недавно наткнулся на новый альбом Loess - Pocosin и скажу тебе, за десятилетний(!) перерыв люди сделали очень крутой альбом, не выходящий стилистически за рамки их уникального саунда. Держат марку. 
 
Игорь (MNMN): Что ты думаешь об интернет-пространстве и о музыке в нем? Хорошо или плохо то, что музыка стала доступна, а музыкантом может стать кто угодно? Должна ли музыка продаваться? 
 
Никита (Jack in a Mouth): Про рынок и интернет-пространство хочется в большей части ругаться и скалиться. Да, широкий выбор представленных стилей, музыкантов, софта. Но вы только ко мне с этим дерьмом не лезьте, пожалуйста! Я же к вам со своим не лезу. Не я пытаюсь свою душу продать, но вы мою купить. Бросьте это дело. Лепите в своих углах все что угодно, а я посижу тут со своим microKorg, и не буду подавать вам признаки жизни. 
Любой мо́жет стать музыкантом, да. Хорошо. А каждый станет? Станут единицы. Увлеченные, задавшиеся целью познать и показать другим. Судить о "выстреливших" сейчас, можно будет через тройку лет. 
К тому же современное творчество вынуждает творцов быть универсальными. Нужно и видеоряд подготовить и музла под него наковырять. Есть интересные коллаборации, но там четко стоит вопрос: "Мы создаем видео под музыку или музыку пишем под готовый видеоряд". Доступно сейчас многое, но мало кто выжимает сегмент на максимум. 
Музыка должна продаваться, безусловно. В любом угодном для лейблов количестве, но сама редакционная политика должна быть более гибкой. Есть DIY-проекты, сами себя развивают, но есть и демоны, старающиеся что-то продать, напечатать, растиражировать. Их тактика ясна, но я ее не разделяю. 
 


Игорь (MNMN): Если бы ты не приобщился к электронной музыке - какой музыкой бы ты занялся и занялся бы вообще? Привлекает ли тебя гитарный саунд? 

Никита (Jack in a Mouth): Рано или поздно я бы пришел к музыке, ведь она идет рядом всю мою жизнь с самой утробы. Если пофантазировать на тему каким бы я занялся направлением, я бы выбрал Akai MPC и инструментальный хип-хоп, а также обратился бы к дабу. А может писал был реггей-воззвания с патриотическими нотками, кто знает. 
Меня привлекает струнный звук в целом. Щипковые инструменты, скольжение пальца по грифу. Множество возможностей, которые открывает этот тип инструментов. Я пытаюсь что-то бренчать на гитаре, под руководством Павла, но особого результата это не приносит. Каждый из нас на своем месте. 
 
Игорь (MNMN): А петь не пробовал?) 
 
Никита (Jack in a Mouth): Скорее не петь, а что-то говорить проникновенное под гитару. Рассказывать истории. Порой получается складно, но никогда не думал развивать это в вокальный проект. Послушать, соответственно, это негде. 
 
Игорь (MNMN): Может быть самое время открывать спокен ворд проект? 
 
Никита (Jack in a Mouth): Еще не так высок уровень недовольства или удовольствия своей жизнью и ее окружением, чтобы говорить об этом массам. И без меня хватает людей, готовых рассказать о происходящем. 
 
Игорь (MNMN): Расскажи о планах всех трех твоих проектов? Что планируешь дальше делать? 
 
Никита (Jack in a Mouth): Сначала разберусь с альбомом, который я свел почти год назад. Альбом нацелен на физический носитель, хочу преодолеть эту высоту. Есть сторонние от музыки проекты, может удастся снова собрать всех а концертик. Информацией обязательно поделюсь и буду рад любому, кто уделит моему материалу время. 
 
Игорь (MNMN): Как по твоему, какое будущее у электронной музыки в целом и в России в частности? 

Никита (Jack in a Mouth): Электронная музыка двигается вперед. Инженеры придумывают все новые системы звукоизвлечения. На основе этих изобретений рождаются новые Кулибины, привносящие огромный вклад в развитие индустрии в целом. Многие, как и я, слушают музыку и пытаются сделать ее лучше, внести свой вклад. Хочется, чтобы больше отечественных имен светилось на международной арене, было больше совместных аудио и визуальных экспериментов и фестивалей. Фестивалей, популяризирующих сцену и творчество, а не пороки и капитализм. Будущее рождается здесь и сейчас. Уже завтра придут другие и все изменят. Так пусть они изменят в лучшую сторону то, что по крупицам собирали более опытные исполнители, а не среднячки-однодневки. 
 
Игорь (MNMN): Что ты думаешь о лейбле MNMN и нашем с тобой сотрудничестве?
 
Никита (Jack in a Mouth): А что тут думать? 5 лет назад я выиграл символический приз, расшифровав аббревиатуру лейбла как Monumental. Я, по сути, все эти годы только с вами и сотрудничаю. Ну, за исключением некоторых треков. Лейбл растет и развивается, на нем появляются новые лица. Конечно, если бы “идейный локомотив” нашей шайки чаще отдыхал на югах и не обращал внимания на идиотов, дело бы ломилось вперед опережая время, я уверен. *смеется*